Канаты стальные

Современный стальной канат представляет собой сложный и ответственный вид изделий и является основным грузонесущим элементом многих грузоподъемных, дорожно-строительных, транспортных и землеройных машин и механизмов. Самое широкое распространение эти приспособления получили в различных отраслях горнорудной, нефтегазоперерабатывающей, строительной промышленности, морском и речном транспорте и т. д.

По своей конструкции стальной канат представляет собой металлическое изделие (так называемый метиз), скрученное в пряди из стальной непокрытой (светлой) или покрытой цинком проволоки круглого или фасонного сечения с пределом прочности на растяжение 900–3500 Н/мм2; при этом пряди, в свою очередь, свиты вокруг сердечника. Проволока обычно получается волочением катанки из низкоуглеродистых, углеродистых или нержавеющих сталей. От толщины и количества проволочек в канате, от марки материала и количества сердечников, от направления, количества и плотности свивок в канате зависят его конструкция и прочность. Правильный выбор типа, конструкции и свойств составляющих элементов каната, исходя из его назначения и конкретных условий эксплуатации, во многом определяет не только долговечность этого изделия, но и нормальную работу грузоподъемных машин и механизмов.

По конструкции различаются канаты:

  • одинарной свивки (спиральные) состоящие из одного, двух или трех слоев проволоки, свитых в концентрические спирали. Канаты одинарной свивки, скрученные только из круглой проволоки, называют обыкновенными спиральными канатами;
  • двойной свивки, состоящие из шести и более прядей, свитых в один концентрический слой. Эти канаты могут быть однослойными или многослойными. Широкое распространение Основные маркировочные обозначения:

    материал сердечника:

  • с органическим сердечником (ОС). В большинстве конструкций канатов для обеспечения требуемой гибкости и упругости в качестве сердечника в центре каната, а иногда и в центре прядей, используют пропитанные смазкой органические сердечники из пеньки, манилы, сизаля или хлопчатобумажной пряжи. Допускается также применение сердечников из асбестового шнура и искусственных материалов(полиэтилена, капрона, нейлона и др.);
  • с металлическим сердечником (МС). Металлический сердечник целесообразно применять в тех случаях, когда требуется повысить структурную прочность каната при многослойной навивке его на барабан, уменьшить конструктивные удлинения каната при растяжении, а также при эксплуатации каната в условиях повышенной температуры;

    направление свивки:

  • правой свивки;
  • левой свивки (Л).

    по сочетанию направлений свивкиканаты двойной свивки могут быть изготовлены:

  • с одинаковым направлением свивки проволок в прядях и прядей в канат. Такие канаты называют канатами односторонней свивки (О), они меньше изнашиваются и более гибки, однако легко раскручиваются, особенно под нагрузкой;
  • с направлением свивки проволок в прядях, противоположным направлению свивки прядей в канат. Такие канаты называют канатами крестовой свивки, способность раскручиваться у них значительно меньше, чем у первого типа канатов;
  • с одновременным использованием в канате прядей правого и левого направления свивки. Такие канаты называют канатами комбинированной свивки.

    способ свивки каната:

  • раскручивающиеся, у которых проволоки не освобождены от внутренних напряжений, возникающих в процессе свивки проволок в пряди и прядей в канат;
  • нераскручивающиеся (Н), у которых при свивкепроволок в прядь и прядей в канат внутренние напряжения снимаются рихтовкой и предварительной деформацией таким образом, что после снятия перевязок с конца каната пряди и проволоки сохраняют заданное положение.

    степень уравновешенности каната:

  • рихтованные (Р);
  • нерихтованные.

    механические свойства канатов подразделяются на:

  • марки высокого качества (ВК);
  • марки обыкновенного качества (В);
  • марки 1–1.

    вид покрытия поверхности:

  • без покрытия;
  • с цинковым покрытием:
    — для особо жестких агрессивных условий работы (ОЖ);
    — для жестких агрессивных условий работ (Ж);
    — для средних агрессивных условий работы ©.
  • с покрытием каната диаметром 3,1–5,0 мм полиэтиленом низкого давления.

    назначения канатов:

  • грузолюдские (марки В и ВК), служащие для подъема и транспортирования людей и грузов (ГЛ);
  • грузовые для транспортировки грузов (Г).

    точность изготовления:

  • нормальной точности;
  • повышенной точности (Т).

    ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ РЯДА НАИБОЛЕЕ ШИРОКО РАСПРОСТРАНЕННЫХ ГОСТОВ

    tak08